Формирование ощущений водителя при обучении практическому вождению
Глава 1. Введение.
В среде автолюбителей существует мнение, что чувство автомобиля- это некая заветная высота и достигают ее не многие. Часто приходится слышать, чтобы почувствовать автомобиль, надо получить права и накатывать свои часы и со временем, через несколько лет, появится чувство машины. Очевидно, что формирование стабильных и правильных навыков зависит напрямую от того самого чувства автомобиля, но что является основой этого процесса становления водителя? Вот этому вопросу и посвящена моя книга. Я много общаюсь с автомобилистами имеющими разный опыт в вождении и не раз замечал, что два водителя имеющих примерно один стаж вождения могут сильно отличаться уровнем своих навыков. Конечно сразу напрашивается вывод о том, что разные водители изначально имеют разную скорость реакции, ловкость и другие качества, что имеет значение пол и возраст водителя. Я не буду отрицать, что эти факторы оказывают влияние, но я убежден, что основные причины кроются в периоде начального обучения вождению. Давно известно, что не зависимо от области, в которой происходит обучение, именно на первоначальном этапе формируются навыки, которые обладают самой высокой стойкостью. Именно по этому, очень важно в начале обучения не допустить ошибок при формировании необходимых навыков и ощущений, на начальном этапе есть великолепная возможность заложить фундамент, который в дальнейшем непременно станет основой уверенного и безопасного вождения.
Для кого эта книга? Эта книга, по сути является методическим пособием по формированию базовых навыков управления автомобиля с механической коробкой передач, с акцентом на ощущения и чувства, которые испытывает начинающий водитель. Я убежден, что рекомендации данные в этой книге буду весьма полезны, как для действующих тренеров по практическому обучению, так и для самостоятельной работы начинающих водителей над своими навыками. Так же на страницах этой книги много полезных знаний найдут и водители с реальным стажем управления автомобилем. Так что уважаемый читатель, читай, пробуй применить и если опыт покажется тебе положительным, запомни его и используй.
Какими базовыми навыками и умениями надо обладать, для более эффективного применения знаний, предлагаемых в данной методичке?
Эта книга будет полезна для начинающих водителей и водителей с многолетним стажем. Сейчас я предлагаю тебе принять простой подход: ЧИТАЕШЬ, ПРОБУЕШЬ ПРИМЕНИТЬ, ЕСЛИ РЕЗУЛЬТАТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ, ИСПОЛЬЗУЕШЬ НА ДОРОГЕ.
В сообществе водителей считается, что вождении автомобиля не женское дело, поможет ли данная книга начинающим водителям женщинам преодолеть страх перед дорогой?
В этой книге мы не будем углубляться в вопросы связанные с различиями между мужчиной и женщиной с точки зрения действий и проявлений на дороге. Между тем, я убежден, что на дороге не должно быть полового признака, ни в каком виде. И по большей части, неуверенность и страх женщины перед дорогой связанны с тем, что женщине, безусловно трудней освоить любу технику, от сюда и не понимание, почему машина ведет себя не так, и отсутствие ощущения контроля над машиной. Бесспорно, книга будет полезна и водителям женщинам, я сделал все, чтобы изложенный материал был максимально краток и понятен. Кстати, у среднестатистической женщины время реакции не выше, а часто даже меньше чем у мужчины и я легко доказываю это на своих тренингах.
Какой в среднем требуется срок для приобретения того самого ощущения: «я чувствую машину»?
я убежден, что не количество месяцев проведенных за рулем, является определяющим фактором, а отношение к процессу вождения. Однозначно, рекомендации данные в этой книге ускорят процесс адаптации и становления водителя, но при условии ежедневного их применения и постоянной работы над своими навыками и главное, отношением к дороге.
Глава 2 . Откуда берется ощущение, что машина не слушается и чувство неуверенности.
Уважаемый читатель! то, что ты увидишь в этой главе имеет определенно важнейшее значение, прочитав эту главу и выполнив простейшее упражнение у тебя появится возможность понять, с чем тебе предстоит иметь дело при дальнейшем обучении вождению.
В процессе обучения практическому вождению, мне очень часто приходится слышать от новичков следующие слова: «это просто ужасно, эта педаль...» или «да это сделать просто не реально, как все успеть...» и тому подобные реплики. Такие высказывания однозначно не служат скорейшему усвоению знаний. Когда ученик находится в этом контексте все его мысли заняты не тем, как это сделать, а тем, насколько это тяжело.
Итак, если тебе присущи подобные высказывания, я предлагаю тебе изменить контекст твоих рассуждений и комментариев, на следующий - ТО, ЧТО СО МНОЙ ПРОИСХОДИТ, ПРОСТО НЕ ПРИВЫЧНО ДЛЯ МЕНЯ, НО ПОТРЕНИРОВАВШИСЬ НА СОВЕСТЬ, Я СМОГУ.
Теперь я предлагаю сделать тебе упражнение, очень важно сделать его в точном соответствии с моими указаниями. Итак, пожалуйста, сцепи пальцы рук, так, чтобы пальцы правой и левой руки чередовались через один, этот общепринятый жест каждый из нас делал его сотни раз. После этого закрой глаза и сконцентрируй свое внимание на ощущения, которые ты испытываешь в руках и особенно между пальцами. Скорее всего, твои ощущения будут выражены в следующих словах - «да в общем, нет никаких необычных ощущений» и это нормально. Ты делал это действие много сотен раз и ты привык смыкать пальцы твоих рук в определенном порядке. Теперь сконцентрируй все свое внимание опять на руках, смотри на руки расцепи пальцы и растопырь их, теперь не торопясь сдвинь кисти рук, так чтобы большие пальцы поменялись местами и опять сцепи руки. Опять закрой глаза и прислушайся к ощущениям между пальцами. Теперь твои ощущения скорее всего будут выражены в словах - «не удобно, не комфортно или просто не привычно» и это тоже нормально. Итак, какой вывод можно сделать из этого не сложного упражнения. Мы привыкли поступать определенным образом, но при желании мы можем безошибочно сделать движение, введя в него некие корректировки, для этого мы просто сконцентрировали свое внимание на этом похожем, но все же новом действии или движении. Опыт, полученный в этом не хитром упражнении в полной мере отражает суть процессов происходящих в нашем сознании во время формирования новых, не привычных двигательных навыков. Но упражнение не закончено, теперь опять скрести пальцы, все внимание на кисти рук. Теперь расцепляй пальцы, и контролируя свои движения, меняй положение пальцев рук, как мы уже делали, потом опять расцепляй и возвращай пальцы в первоначальное положение. Делай перестановку пальцев не торопясь и контролируя движения, не пожалей пяти минут и проделай эту процедуру не менее 50 раз. После этого опять с закрытыми глазами, прислушайся к своим ощущениям в одном положении пальцев и в другом. И скорее всего ты почувствуешь, что ощущения при одном и другом положении пальцев уже не так сильно отличаются, как в первой части упражнения. Итак окончательный вывод на мой взгляд следующий - Я ПРИВЫК ДЕЛАТЬ НЕКОЕ ДВИЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ОБРАЗОМ, НО ЕСЛИ Я КОНЦЕНТРИРУЮ СВОЁ ВНИМАНИЕ И ТРЕНИРУЮСЬ ОСМЫСЛЕННО, Я МОГУ ЛЕГКО НАУЧИТЬСЯ ДЕЛАТЬ ЕГО И ПО ДРУГОМУ.
В дальнейшем рекомендую тебе вспоминать про опыт полученный в этом упражнении. Тебе придется проделать не простую работу по формированию некоторых двигательных навыков и ощущений и это упражнение поможет тебе сделать это легче и эффективнее, а точнее поможет легче относиться к неудачным попыткам того или иного действия, и выявить основную причину неудачной попытки того или иного действия. Одна причина, будет иметь место всегда, ты не достаточно сконцентрировал своё сознание на выполнение действия или группы действий.
Глава 3. Запуск двигателя.
На первый взгляд, что здесь такого, скажут многие. В общем все просто, но новичку надо знать некоторые моменты.
Прежде всего, я хотел поговорить о нажатии при запуске педали сцепления. Мне не раз приходилось видеть, как водители при запуске двигателя нажимают педаль, на вопрос, а зачем ты это делаешь?, ответ всегда один, на всякий случай. На мой взгляд, такой подход не является конструктивным, я вообще считаю, что в управлении автомобилем ничего не должно быть на всякий случай, все действия должны быть осмысленны, целенаправленным и целесообразным. Приведу пример, говорящий о нецелесообразности подхода «НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ». Когда не опытный водитель нажимает сцепление при запуске, а коробка передач стоит в рабочем положении, он, как правило после запуска двигателя бросает сцепление, результат всегда один - машина дергается и мотор глохнет.
Итак, при обучении новичка я предлагаю правило «НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ ВЫЖАТЬ СЦЕПЛЕНИЕ», заменить на другое, более важное действие, это проверить положение коробки переключения передач, далее мы будем называть её сокращенно - КПП. КПП должна находиться в нейтральном положении. Но это относится к первичному запуску, при этом, в двух случаях выжим сцепления при запуске двигателя все же необходим. Во первых, выжим сцепления сделает более уверенным пуск двигателя при сильном морозе. Причина проста, когда мы нажимаем педаль сцепления, мы отсоединяем двигатель от коробки передач, а точнее коленчатый вал двигателя от первичного вала КПП. Дело в том, что при запуске, включается электродвигатель, который начинает вращать коленвал, после чего начинается процесс воспламенения топлива и коленвал уже продолжает вращаться, от энергии сгорающего, а точнее взрывающегося топлива. Итак, в тот момент, когда мы включаем с помощью ключа зажигание, стартер испытывает весьма большую нагрузку, которая складывается из сопротивления движущихся поршней, сопротивления загустевшего на морозе моторного масла и трансмиссионного масла залитого в КПП. При нажатии сцепления стартеру не приходится вращать детали КПП, соответственно стартер не испытывает сопротивления трансмиссионного масла, которое от мороза принимает консистенцию похожую на густой ,тягучий мед . А второй случай, когда водитель начинает трогаться, но от не корректной работы педалями, мотор глохнет, при этом намерение трогаться остается. В этом случае нет необходимости снимать передачу для повторного запуска двигателя, надо нажать педаль сцепления в пол, запустить двигатель и исправив ошибку в работе педалями, начать движение.
Глава 4. Подготовка к обучению начала движения.
Рекомендация: Отведи на обучение процессу трогания столько времени, сколько необходимо, не жалей на этот процесс не времени не сил.
Тема этой главы, будет пожалуй самой развернутой, начало движения или трогание с места является группой базовых или фундаментных навыков при обучении вождению в целом. Умение уверенно и быстро трогаться является важнейшим и определяющим в процессе вождения, и это касается, в том числе и вождения машины с автоматической КПП. Мы начали наш разговор с того, что чувство автомобиля, является целью любого водителя, который хочет стать водителем с большой буквы. Именно с формирования устойчивых навыков при трогании с места и начинается этап формирования водительского мастерства, когда появляются первые ощущения, похожие на то самое чувство автомобиля. Именно в этой главе мы сделаем упор на формировании у начинающего водителя первых и важнейших ощущений, которые в процессе дальнейшего становления водителя станут фундаментом для роста водительского мастерства. Я считаю, что если новичок научился трогаться, это значит, что самый сложный этап в обучении владения автомобилем пройден. Пока водитель не может спокойно и уверенно тронуться, у него не может возникнуть общее ощущение, что он владеет автомобилем, даже если освоены другие важные приемы управления. Сначала поговорим о функциях педалей.
ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ. (крайняя левая педаль)
Педали сцепления отведена функция СЦЕПЛЯТЬ , мы уже говорили, что при нажатой педали сцепления, коленвал двигателя отсоединен от КПП, а когда мы поднимаем педаль, энергия двигателя начинает передаваться на КПП и при включенной передаче эта энергия вращает ведущие колеса автомобиля. Итак, подъем педали сцепления, по сути и есть трогание. Если посмотреть на процесс передачи энергии двигателя через КПП на колеса с другой стороны, то получается - поднимая сцепление ты даешь на двигатель физическую нагрузку. Поднимая пдель ты даешь двигателю команду - «ДАВАЙ ДВИГАЙ МАШИНУ», и отказаться двигатель может только одним способом, заглохнув. Что означает двигатель заглох? Все просто, ДВИГАТЕЛЬ ЗАГЛОХ ОЗНАЧАЕТ-ОТАНОВИЛСЯ КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ. Для того, чтобы понять природу всех процессов происходящих в машине и с машиной будет на лишним вспомнить один, на мой взгляд, важнейший физический закон - ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ. По моему ощущению именно этот одновременно простой и всеобъемлющий закон предопределяет все процессы, происходящие в нас и вокруг нас, включая автомобиль. Звучит закон примерно так - энергия не берётся из ниоткуда и не уходит в никуда, она перетекает из одного состояния в другое. Итак, энергия двигателя при поднимании педали сцепления передается на колеса (при условии, что КПП находится в рабочем положении, то есть, включена передача).
Вторая функция педали сцепления - обеспечить правильную работу КПП.
Правило (сцепление). Перед изменением положения рычага КПП всегда нажимай педаль сцепления до упора, не борись с педалью, выполняй нажим уверенно и энергично.
Я предпочитаю не вдаваться в подробности устройства и процессов происходящих в КПП. Для уверенного пользования автомобилем будет достаточно знать, что при нажиме педали сцепления, шестеренки в коробке останавливаются, ну или почти останавливаются, в результате чего при соединении шестеренок (включение передачи) их зубья не ломаются.
ПЕДЕЛЬ ГАЗА (крайняя правая педаль)
Зачем нужна педаль газа? Когда мы нажимаем педаль газа, мы увеличиваем количество топлива, подаваемого в двигатель для сгорания. Чем больше топлива сгорает, тем больше энергии высвобождается, вот эта энергия и раскручивает коленчатый вал двигателя (увеличение оборотов двигателя), помнишь ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ, вот он в действии. Идем дальше, чем больше скорость вращения коленвала, тем большую кинетическую энергию он имеет, опять наш волшебный закон работает. А что такое кинетическая энергия коленвала? - это его мощность.
ЗАКОН (газ). Чем больше обороты двигателя, тем выше мощность двигателя.
Итак, с помощью педали газа мы увеличиваем мощность двигателя (нажимая педаль) и уменьшаем мощность (поднимая педаль)
ПЕДАЛЬ ТОРМОЗА (центральная педаль)
Пожалуй, с тормозом все проще всего, нажал педаль - скорость движения автомобиля падает, но это только на первый взгляд, подробно о пользовнии этой педалью поговорим в разделе Практическое вождение. Педаль тормоза нужна для того, чтобы гасить скорость, а скорость тоже энергия, еще помнишь про закон сохранения энергии?
Итак, подведем итог:
ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ - при нажиме обеспечивает правильную работу КПП, при поднимании обеспечивает передачу мощности двигателя к колесам (при условии работающего двигателя и включенной передачи).
ПЕДАЛЬ ГАЗА - при нажатии мы увеличиваем обороты двигателя (обороты коленчатого вала), то есть, увеличиваем мощность двигателя.
ПЕДАЛЬ ТОРМОЗА - нажимая эту педаль в движении, мы гасим скорость. Нажимая её при стоянке, мы обеспечиваем неподвижность автомобиля, к примеру, на уклоне.
Теперь ты знаешь, для чего нужны педали, пора учиться трогаться. Для этого тебе будет необходимо сделать несколько подготовительных упражнений, их нужно не просто сделать для галочки, в процессе выполнения, необходимо отработать технику работы с педалями. Самое время вспомнить про упражнение СЦЕПЛЕНИЕ РУК. Все что тебе предстоит делать с педалями, не тяжело, ЭТО ПРОСТО НЕ ПРИВЫЧНО.
Подготовительное упражнение 1. «Контроль педали сцепления»
Специфика действия: самую большую сложность для начинающего водителя представляет правильная работа с педалью сцепления, то есть её контроль. В большей степени это касается поднимания педали и в меньшей нажима. Говоря контроль - мы имеем в виду возможность в любой момент замедлять, ускорять, останавливать, фиксировать педаль во время нажима или поднимания.
Цели упражнения: привыкнуть к положению левой ноги во время работы с педалью; привыкнуть к остановке и фиксации педали во время поднимания.
Задание 1: Не заводи двигатель, отрегулируй сидение так, чтобы при нажатой педали сцепления в пол, твоя левая нога была полностью выпрямлена, но при этом тебе не приходилось бы дотягиваться до педали. Скоро ты почувствуешь, чем дальше ты сидишь, тем удобнее. Поставь на педаль ту часть подошвы, которая находится в районе основания пальцев. Выпрямляй всю ногу, и особое внимание обратите на то, чтобы твоя стопа максимально участвовала в нажиме, при этом пятка не стоит на полике, а движется вперед в направлении нажима. Теперь, когда педаль нажата поставь пятку на коврик пола и медленно расслабляя икроножные мышцы, позволь педали медленно и равномерно поднять твой мысок, пока позволяет голеностопный сустав, во время поднимания следи, чтобы пятка стояла на коврике и не двигалась назад вместе с педалью. Во время поднимания подушечка педали будет скользить по подошве от основания пальцев к середине стопы, это правильно. Когда мысок уже не может подниматься, из за ограниченности подвижности голеностопного сустава, подними педаль полностью всей ногой. Поставь левую стопу слева от педали, там для нее сделана специальная площадка, в будущем после подъема сцепления всегда убирай ногу влево, если конечно нет необходимости после подъема сразу нажимать педаль. Мы закончили полный цикл, теперь повторяй это упражнение, пока движения описанные выше не станут привычными, во время выполнения упражнения не торопись, отслеживай каждое движение и проговаривай - проговаривай - проговаривай: «ставлю на педаль мысок, нажимаю выпрямляя всю ногу, ставлю пятку на полик, позволяю педали подниматься контролируя скорость подъёма, мысок больше не поднимается, поднимаю всю ногу и ставлю слева от педали».
Задание 2: Нажми педаль сцепления, так как вы уже научились. Теперь начни поднимать педаль мыском и когда педаль поднимется к середине своего хода, останови её и зафиксируй на 2 секунды. Теперь проговаривание будет отличаться только тем, что педаль надо остановить и зафиксировать на 2 секунды. Проговаривай и делай: «Ставлю на педаль мысок, нажимаю выпрямляя всю ногу, ставлю пятку на полик, позволяю педали подниматься контролируя скорость подъёма, останавливаю педаль на середине, один, два, поднимаю педаль, мысок больше не поднимается, поднимаю всю ногу и ставлю слева от педали».
Возможные ошибки:
- Перед нажимом педали ты ставишь на неё не мысок, а середину стопы. В этом случае ты скорее всего не сможешь нажать педаль до упора и самое главное, ты не сможете поднять педаль стопой, так как пятка будет находиться высоко относительно пола, она просто не достанет до пола. В результате тебе придется поднимать педаль всей ногой и ты потеряешь контроль педали.
- При нажатии ты не выпрямляешь стопу. В этом случае, когда ты начнёшь поднимать педаль, даже при пятке стоящей на полу, ты сразу почувствуете, что мысок не поднимается (не позволяет голеностопный сустав) и тебе опять придется поднимать педаль всей ногой и ты опять теряешь контроль педали.
Рекомендация: Убери штатный резиновый коврик, вырежь из резины толщиной 1,5-2 см дополнительный коврик, по форме ровной части пола и положи поверх него штатный коврик. В результате пол станет выше, а у тебя появится ощущение, что педаль стала ниже, это поможет тебе иметь более комфортное положение пятки относительно пола и как результат контроль педали. Для коврика-подложки подойдет, к примеру пенополиуретан, который применяется для утепления строений, продается он на любом строительном рынке, если не найдется утеплителя нужной толщины, можно купить тонкий и склеив между собой нужное количество слоев и получить желаемый результат. Сними с педали резиновую накладку, под ней, ты как правило обнаружите ровную металлическую пластину, которая скоро отполируется обувью и ты получишь комфортное скольжение педали по подошве, педаль не будет прыгать и издавать противный скрип когда подошва влажная.
Задание 3: Закрой глаза, это важно! Нажми педаль сцепления, так как ты уже научилися. Теперь начни поднимать педаль мыском и когда педаль поднимется к середине своего хода, остановите её и зафиксируйте на 2 секунды. Аккуратно приподними пятку от полика так, чтобы педаль осталась на месте фиксации и прислушайся к ощущениям, в твоей ноге. Опять поставь пятку на полик, оставив педаль в середине, и опять прислушайся к ощущениям. Я не утверждаю, но скорее всего, когда ты будешь поднимать пятку ты почувствуешь напряжение во всей ноге, а когда вернешь пятку на полик, почувствуешь, что педаль фиксируется на середине практически сама.
Для чего нужно закрывать глаза во время выполнения некоторых упражнений? Все просто, когда ты закрываешь глаза, в твой мозг прекращает поступать не нужная в настоящий момент информация, в результате чего обостряется осязание, в результате ты быстрее и точнее почувствуешь то или иное движение или ощущение.
Повтори задание 2 с закрытыми глазами, количество повторений определи сами. В результате упражнения у тебя должно появиться ощущение, что ты теперь контролируешь педаль сцепления и можешь проделать с педалью любое действие (замедлять, ускорять, останавливать, фиксировать педаль во время нажима или поднимания).
Правило II (сцепление). Всегда поднимай педаль сцепления полностью, и не держи её без необходимости в нажатом положении. Если ты будете пренебрегать этим правилом сцепление будет интенсивно изнашиваться, ремонт обойдется минимум в 5000 рублей.
Подготовительное упражнение 2. «Контроль педалей тормоз и газ»
С этими педалями все гораздо проще, но не надо приуменьшать значение правильной работы педалями тормоз и газ, их тоже надо научиться контролировать, так как с их помощью обеспечиваются важные функции. И в сравнении с педалью сцепления, они как правило более чуткие, то есть для достижения того или иного результата, необходимо прижать или приподнять педаль на несколько миллиметров. Итак, для лучшего контроля педалей тормоз и газ, необходимо выполнить тоже требование, что и для сцепления, ПЯТКА ПРАВОЙ НОГИ ДОЛЖНА СТОЯТЬ НА ПОЛУ. Это касается и момента переноса стопы с педали на педаль и непосредственно нажатия на педали.
Задание 1: Не заводи двигатель. Поставь правую пятку на пол так, чтобы мысок правой стопы уверенно и удобно нажимал педаль тормоз. Слегка нажми педаль тормоз, подними педаль, не поднимая пятку, перенеси мысок на педаль газ, слегка нажми на педаль газ (около 5 мм.). Поделай это не сложное движение, пока оно не станет привычным. Следи, чтобы пятка стояла на одном месте, а стопа находила ту или иную педаль только разворотом влево или вправо, это положение ноги мы условно назовем УДОБНО НАЖИМАТЬ ОБЕ ПЕДАЛИ МЫСКОМ. Когда ты добился ощущения, что тебе привычно, можно усложнить задачу. После поднимания педали, оторви пятку от пола и поставь стопу на коврик ближе к сидению, то есть убери стопу от педалей, а потом опять поставь пятку в положение УДОБНО НАЖИМАТЬ ОБЕ ПЕДАЛИ МЫСКОМ и повтори попеременное нажатие педалей, ты должен научиться безошибочно ставить пятку в положение УДОБНО НАЖИМАТЬ ОБЕ ПЕДАЛИ МЫСКОМ с первой попытки, чтобы нога не промахивалась. И в завершении поделай тоже с закрытыми глазами. Через несколько повторений повторяй 2-3 раза движение нажим - поднимание сцепления с фиксацией в середине, чтобы закрепить технику работы с педалью сцепления.
Задание 2: Запусти двигатель. Поставь правую ногу в положение УДОБНО НАЖИМАТЬ ОБЕ ПЕДАЛИ МЫСКОМ. Коснись педали тормоз не нажимая её, потом перенеси мысок на газ, и коснись педали не нажимая её, то есть мотор не должен изменить звук своей работы. В этом задании ты должен научиться безошибочно брать педаль под контроль, то есть ставить мысок как бы в боевое положение, когда педаль под мыском и ты в любой момент можешь ей воспользоваться, повтори это движение несколько раз с закрытыми глазами. Теперь открой глаза, слегка прижми педаль газ, и ориентируясь по стрелке прибора тахометр (прибор на котором по кругу стоят цифры от 1 до 8-10), доведи обороты двигателя до середины между 1 и 2, при этом показании обороты будут равны 1500 оборотов в минуту, далее мы еще на раз будем возвращаться к этому значению оборотов двигателя и для удобства договоримся, что в дальнейшем мы будем просто говорить «1500». Подними педаль газ, опять нажми, доведи до 1500 и зафиксируй обороты на этом значении, закрой глаза и запомни звук, который издает двигатель. Не открывая глаз, повтори 10-15 раз это упражнение, только теперь после поднимания газа коснись педали тормоз, потом опять на газ и добавляй обороты по звуковой памяти до 1500, через 2 повторения можешь проверять себя по прибору. Но я тебя призываю, именно сейчас удержись от соблазна все время смотреть на прибор, по прибору ты можешь только проверять себя, а не ориентироваться на него. Поверь, если сейчас ты научишься действовать по прибору, в дальнейшем, отучиться будет практически не реально. Через несколько повторений повторяй 2-3 раза движение нажим - поднимание сцепления.
Скажите, а почему так важно научиться не смотреть на приборы, многие наоборот рекомендуют смотреть на тахометр при работе с газом? Всё просто, во первых, научиться повышать обороты до нужного значения по слуху легче, чем кажется таким советчикам. Вторая и главная причина будет ясна каждому - в дальнейшем, взгляд на секунду переведенный с дороги на прибор по привычке, может очень дорого стоить.
Задание 3: Итак, ты выполнил задание 2 и научился держать нужные обороты. Теперь немного усложним задачу, продолжай делать перенос ноги с тормоза на газ, доводи обороты до 1500 и с каждым повторением слегка прибавляй громкость заранее включенной магнитолы. Подобно заданию 2 периодически проверяй себя по прибору, но удержись от соблазна смотреть ориентироваться на прибор. В этом упражнении ты должен научиться слышать мотор в условиях повышенного звукового фона. Если ты очень внимательно прислушаешься, ты услышишь, что звук мотора имеет характерную тональность, не схожую с тональностью музыки.
Глава 5. Начало движения и остановка.
Задание 1: Выбери площадку, пока без уклона, тебе потребуется прямоугольник, по ширине равный ширине 2-3 автомобилей, длинной как можно больше, но не менее 30 шагов. Поставь автомобиль в начале прямоугольника, чтобы площадка была перед машиной, колеса должны стоять прямо, тебе пока не надо будет рулить, только движение вперед и назад, от вешки к вешке. Естественно, если ты учишься сам, машину должен подготовить человек уже управляющий автомобилем. К заднему бамперу, по центру поставь вешку и перед машиной поставь вторую вешку, на максимальном удалении от переднего бампера. Вешка-это ориентир, некая стойка, сделанная из пластика, резины или обрезиненного металла.
ЗАКОН II. В процессе обучения никогда не касайся кузовом автомобиля вешек. У тебя должно сложиться определенное отношение, ВЕШКА - это табу. В реальной жизни вешками будут другие машины, деревья, столбы и т. п. Поверь, если в процессе обучения ты не научишься выполнять это правило, то в первый год вождения ты станешь постоянным клиентом авто-жестянщиков и маляров, это в лучшем случае.
Задание 2: Вскоре тебе надо будет реально трогаться и останавливаться. Прежде, чем это проделать тебе надо несколько раз прокрутить весь порядок действий, которые тебе предстоит выполнять. Прокрутить - значит продумать и проделать без запуска двигателя.
Итак, начало движения, построчно проговариваешь и делаешь:
- нажимаю левым мыском сцепление до упора, правый касается но не нажимает газ;
- включаю 1-ю или заднюю передачу;
- снимаю ручной тормоз (если он поднят);
- левая пятка на полике, позволяю педали сцепление медленно подниматься, довожу до середины и останавливаю (середина условна, когда будешь трогаться, середина может быть чуть ниже или выше. Нужная тебе, на твоей машине середина, это когда машина начнет двигаться) ;
- считаю один - два, поднимаю педаль еще и когда мысок не поднимается поднимаю всю ногу;
- машина проехала 2-3 метра, начинаю остановку;
Остановка, построчно проговариваешь и делаешь:
- нажимаю левым мыском сцепление до упора;
- правый мысок переношу с газа на тормоз, слегка прижимаю тормоз;
- сразу после остановки снимаю 1-ю или заднюю передачу;
- поднимаю педаль сцепления.
Обрати внимание, что пока при начале движения правый мысок касается педали газ, но не нажимает её. Сначала научись трогаться без добавления оборотов, но сразу учись правую ногу ставить на газ, выучи порядок действий, а позже, к указанным в этом задании действиям добавим и нажатие на газ до 1500. При прокручивании не торопись, каждое движение и действие продумывай и контролирую всем своим сознанием. Прокручивай указанные выше действия при начале движения и остановке пока у тебя не начнет все получаться без подглядывания в книгу, пока сам не почувствуешь, что готов повторить их в движении. Получается?, тогда пора делать первый и настоящий шаг, бояться не надо, но надо осознавать твою личную ответственность за все твои возможные ошибки.
Задание 3: Запусти двигатель, еще пару раз продумай мысленно порядок действий и действуй. Если ты отработал все действия описанные в Задании 2, до уверенного выполнения, то поверь дистанции в 20 - 30 метров тебе точно хватит и ты не собьешь стоящую спереди вешку.
В добрый путь! Трогайся вперед и останавливайся, не касаясь вешки, которая стоит впереди.
Возможные ошибки:
1. Мотор заглох при начале движения.
Возможные причины: ты не снял ручник; или ты не остановил педаль сцепления в тот момент, когда машина начала движение.
При следующей попытке: не забывай снять ручник; поднимай педаль медленно и останови подъем сразу, как только машина начала движение, во время поднимания пятка должна стоять на полу.
2. Машина затряслась при начале движения.
Возможные причины: ты не снял ручник; или ты дал возможность педали сцепления подняться выше чем нужно; или ты остановил педаль сцепления и сразу стал поднимать её до конца вверх.
При следующей попытке: не забывай снять ручник; поднимай педаль медленно и если машина начинает трястись, слегка, на 5-10 мм. прижми педаль сцепления, подержи её 2 секунды, после чего аккуратно но уверенно подними полностью.
3. Машина остановилась резко, клюнула бампером.
Возможные причины: ты изначально слишком сильно нажал на тормоз; или изначально ты нажал не слишком сильно, но в конце торможения дожал тормоз до упора.
При следующей попытке: в начале торможения прижми тормоз уверенно, а когда машина уже почти остановилась, расслабь и уменьши силу давления на тормоз.
4. Мотор заглох после остановки.
Возможные причины: ты после остановки не снял передачу и поднял педаль сцепления.
При следующей попытке: сразу после остановки снимай передачу, уже после этого поднимай сцепление.
Рекомендация: когда ты допустил ошибку, а ты очень скоро начнешь понимать какую ошибку ты допустил, сразу проговаривай её вслух и перед началом следующей попытки дай себе задание её не допустить.
Рекомендация: периодически, между попытками, на месте доводи обороты до 1500 и сбрасывай газ, тебе надо закрепить навык правой ноги, уже скоро он тебе очень пригодится.
Рекомендация: при включении задней передачи всегда выполняй 2 простых правила, во первых не включай передачу когда машина катится и во вторых после нажима сцепления досчитай до 3 секунд и только после этого перемещай рычаг в направлении задней передачи. Это поможет тебе избежать противного хруста шестеренок в коробке передач.
Задание 4: Трогайся назад и останавливайся, не касаясь вешки, которая стоит сзади автомобиля. Рекомендация: при начале обучения чередуй начало движения вперед с движением назад, не трогайся только вперед. Так ты быстрее освоишь задний ход, и в дальнейшем ты обязательно оценишь мой совет.
ЗАКОН III. Перед началом движения задним ходом всегда осматривайся, дело в том, что обзор сзади всегда хуже, чем спереди, и навыки маневрирования задним ходом тоже всегда хуже. Сначала посмотри назад через левое плечо, затем повернись назад через правое плечо и трогайся, когда будешь себя ощущать уверенно, можешь использоваться зеркала.
Трогайся вперед-назад, пока у тебя не начнет получаться этот процесс уверенно и без грубых ошибок.
Задание 5: Пора трогаться, как трогаются водители с опытом, с добавлением газа. Сначала вспомним, зачем нужна педаль газа. Когда мы нажимаем педаль газа, мы увеличиваем количество топлива, подаваемого в двигатель для сгорания. Чем больше топлива сгорает, тем больше энергии высвобождается, вот эта энергия и раскручивает коленчатый вал двигателя (увеличение оборотов двигателя), еще помнишь ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ, вот он, в действии. Идем дальше, чем больше скорость вращения коленвала, тем большую кинетическую энергию он имеет. А что такое кинетическая энергия коленвала? - это его мощность. Закон 1: Чем больше обороты двигателя, тем выше мощность двигателя.
Итак, после того как ты научился трогаться на холостых оборотах, работая только сцеплением, у тебя может возникнуть вопрос, а зачем добавлять еще и газ, машина и так не плохо едет? Без добавления оборотов, ты не тронешься в горку, на песке или в снегу, не сможешь выехать даже из не глубокой ямки, и всегда будишь слышать в свой адрес бибикание на светофорах, так как ты не сможешь тронуться с уверенным ускорением, а будешь ползти как черепаха.
Итак, пора, запускай двигатель, и трогайся только теперь в тот момент, когда машина начинает движение, мотор должен работать на оборотах около 1500. Выглядит процесс работы с педалями сцепления и газа примерно так. Начинай поднимать сцепление и когда педаль уже почти поднялась к точке схватывания (это когда в задании 4 машина начинала движение), слегка прижми газ до 1500, отличие от заданий 3- 4, только в том, что тогда мотор работал на 900 оборотов а теперь ты должен довести обороты до 1500.
Возможные ошибки: те же, что и в задании 3-4, и могут добавиться еще несколько:
1.Мотор заглох при начале движения.
Возможные причины: ты добавил обороты, но в момент, когда машина начала движение, убрал газ. Я всегда говор: это тоже, что показать ослику морковку, а когда он тронется в путь, убрать её. При следующей попытке: не убирай газ в момент начала движения, если тебе не надо разгоняться, сначала подними сцепление до верха (закончи трогаться), и вслед подними газ.
2. Машина начала движение плавно, а потом всбрыкнула ну или дернулась.
Возможные причины: после фиксации педали сцепления на середине ты её бросил и она поднялась до верха очень быстро.
При следующей попытке: после фиксации расслабь ногу, дай возможность педали сцепления приподнять твою стопу, столько, сколько у сцепления получится, а уже после этого поднимай всю ногу и убирай её влево.
3. После поднимания сцепления до верха машина начала «взлетать».
Возможные причины: ты изначально слишком сильно нажал на газ; или еще прижал газ после поднимания сцепления.
При следующей попытке: контролируй обороты двигателя, это очень важно, обороты двигателя -это, его мощность. Имея большую мощность, ты имеешь более интенсивное ускорение.
Глава 6. Заключение.
Надеюсь, что информация, которую ты получил в этой книге стала практическим опытом,
и
теперь ты умеешь трогаться и при этом понимаешь, что делаешь. А если ты
инструктор по вождению, теперь ты сможешь быстрее, и самое главное
качественнее отрабатывать со своими подопечными главнейшую тему: «начало
движения». Удачи на дорогах и всегда помни, что большая скорость - это
основная причина ДТП.
Автор статьи: Душин Денис Львович, тел. 8(916) 3305162, эл. адрес: dushind@yandex.ru